Как выбрать объектив?

Как выбрать объектив?
Тема: Статьи Дата создания : 2016-03-06

Сила фотоаппаратов со сменной оптикой — в возможности подобрать тот объектив, который оптимально подходит для конкретных съемочных задач. В этой статье мы расскажем, как подобрать объектив для вашего фотоаппарата и не ошибиться с выбором.

Фокусное расстояние: «приближаем» и «отдаляем» пространство в кадре

Первое, с чего всегда нужно начинать выбор, — это фокусное расстояние. Оно определяет, насколько сильно тот или иной объектив «приближает» или «отдаляет изображение в кадре». Объективы условно разделяются на три типа:

  • широкоугольные. Они «отдаляют» изображения и за счет этого позволяют включить в кадр больше пространства. Такие объективы хороши для пейзажной и интерьерной съемки, для съемки в условиях тесных городских улочек. Но фотографировать портреты с ними крайне неудобно.
  • стандартные. Их угол обзора близок к углу зрения человека. Они могут лишь немного отдалять или приближать изображение. Это самые универсальные объективы, поскольку одинаково хорошо справляются и со съемкой пейзажей, и со съемкой портретов. Большинство объективов, входящих в изначальный комплект («kit») с фотоаппаратом, относятся именно к этому классу оптики.
  • телеобъективы. Это «оружие дальнего боя». Такая оптика, подобно подзорной трубе, приближает сильно удаленные объекты. Телеобъективы хороши для съемки репортажа, спорта, диких птиц и животных. Иногда за счет сильного размытия фона они неплохо справляются со съемкой портрета.

Важно понимать, что сейчас крайне распространена оптика с переменным фокусным расстоянием. Есть модели с таким широким диапазоном фокусных расстояний, что их можно отнести к каждому из трех описанных выше типов. Но об этом мы еще поговорим ниже.

Какое фокусное расстояние нужно именно вам, определить несложно. Возьмите имеющийся у вас объектив и покрутите зум. Если на максимальном зуме вам не хватает приближения, то вам нужен телеобъектив с фокусным расстоянием в два — четыре раза больше того, которое написано на вашем объективе. И наоборот: если при съемке в помещении вся сцена не входит в кадр, то вам нужен широкоугольный объектив с фокусным расстоянием меньше минимального, написанного на вашем объективе. Здесь разница в цифрах будет на столь велика: даже в полтора раза меньшее фокусное расстояние обеспечит намного более широкий угол обзора.

Также встречаются узкоспециализированные модели, задача которых — обеспечить какие-то специфические свойства изображения. Например, макрообъективы позволяют снимать небольшие предметы с малого расстояния, делая их просто огромными на снимках. А объективы типа «рыбий глаз» (от англ. "fisheye") обеспечивают угол обзора в 180 градусов, эффектно искажая пространство.

А для чего же нужны стандартные объективы? Все дело в том, что продаваемая в комплекте в камерой оптика не всегда является самой качественной, резкой и светосильной. Зачастую возникает необходимость сменить ее для получения более качественных снимков. Поэтому многие фотографы покупают объектив с тем же диапазоном фокусных расстояний, что и у «китового», но с большей светосилой.

 

Светосила (диафрагма F)

Светосила (максимальная диафрагма) — это характеристика объектива, показывающая, насколько много света он может через себя пропустить. Это очень важный параметр, определяющий сферу применения того или иного объектива. Во-первых, чем сильнее можно открыть диафрагму (чем выше светосила), тем больше света попадет на матрицу фотоаппарата, и тем с более короткими выдержками у вас получится снимать в условиях недостаточной освещенности. Во-вторых, более высокая светосила позволяет сильнее размывать фон на снимках, что особенно важно в портретной съемке.

Важно знать, что чем меньше значение числа после буквы F, тем выше светосила объектива. То есть в нашем случае F1.8 будет намного лучше, чем F2.8. Для зумов — объективов с изменяемым фокусным расстоянием — светосила и вовсе может быть переменной, например, F3.5-F5.6. Это значит, что в широкоугольном положении зума диафрагму можно открыть до F3.5, а в длиннофокусном — лишь до F5.6.

Объектив с более высокой светосилой всегда считается более качественным и является более дорогим. Дело в том, что часто именно светосила определяет класс оптики. Объективы с постоянной светосилой часто намного резче по сравнению с моделями с переменной светосилой.

Переменное и постоянное фокусное расстояние

Современные объективы бывают как с постоянным фокусным расстоянием (их еще называют «фиксы»), так и с переменным (их называют «zoom-объективы», «зумы»). Бесспорным плюсом зумов является удобство: фотограф может менять фокусное расстояние объектива, приближая или отдаляя изображение в кадре. Но чем больше кратность зума (отношение максимального фокусного расстояния к минимальному), тем, как правило, ниже светосила и хуже оптическое качество (ниже резкость, больше искажений у объектива). Зумы с большой кратностью имеет смысл покупать для любительской съемки в поездках и путешествиях, для повседневной съемки. Для профессионального использования лучше предпочесть зумы меньшей кратности и с постоянной светосилой F2.8 или F4.

Объективы с постоянным фокусным расстоянием (фиксы) гораздо менее удобны. Но многие профессиональные фотографы предпочитают именно их. Причина проста: такие объективы, как правило, намного светосильнее, а также обладают значительно более высокими оптическими характеристиками. За счет высокой светосилы фотограф получает возможность сильно размывать задний план на снимках, создавая красивые портреты и предметные фотографии. Поэтому для профессиональной портретной съемки чаще всего используются именно фикс-объективы.

Что такое байонет

У каждого производителя фотоаппаратов свой стандарт крепления объектива к камере. Причем у разных серий фотоаппаратов этот стандарт может различаться даже у одного и того же производителя. Такой стандарт крепления называется байонетом. Поэтому при выборе объектива вы должны смотреть лишь на те модели, которые оснащены таким же байонетом, как и ваша фотокамера. Причем необязательно это должен быть объектив от производителя фотоаппарата. Это может быть и объектив стороннего производителя: главное, должен совпадать байонет.

Объективы для полнокадровых и неполнокадровых камер

Современные камеры, даже выпускаемые с одним и тем же байонетом, могут быть полнокадровыми и неполнокадровыми — с уменьшенной матрицей. Такая же ситуация и с объективами. Есть специальные объективы для неполнокадровых камер, которые дешевле, легче и компактнее своих полнокадровых собратьев, но не могут сформировать изображение на большой полнокадровой матрице и потому к подобным камерам не подходят. Тем не менее, если у вас неполнокадровый фотоаппарат, то подобные объективы будут хорошим выбором. Отдельно нужно отметить, что полнокадровый объектив на неполнокадровой матрицы будет работать без проблем.

Объективы, адаптированные для видеосъемки

Сегодня почти все фотоаппараты умеют записывать видео. Однако старая оптика не всегда на сто процентов подходит для видеосъемки. Например, автофокус может шуметь, перестраиваться слишком резко. В объективах, адаптированных для видеосъемки, эта проблема решена применением специальных моторов автофокуса, допускающих плавную и бесшумную фокусировку. Встречаются и другие конструктивные решения, помогающие видеографам. Если в планах есть не только съемка фото, но и запись видео, стоит предпочесть адаптированные для видеосъемки модели.

Стабилизация изображения

Этой функцией оснащаются многие современные объективы. Стабилизатор компенсирует колебания камеры в руках фотографа и делает статичные кадры, даже снятые на относительно длинных выдержках, более резкими. Фотографу, выбирающему между стабилизированным и нестабилизированным объективом, важно знать:

  • стабилизатор помогает только при съемке статичных сюжетов. Если движется сам объект съемки, стабилизация не сделает его резче. Объект размажется из-за собственных движений;
  • некоторые фотоаппараты оборудованы стабилизатором на основе сдвига матрицы. Для них вовсе не обязательно покупать стабилизированный объектив;
  • стабилизатор особенно актуален для телеобъективов;
  • светосильный фикс-объективы чаще всего не имеют стабилизатора. Он им просто не нужен. За счет высокой светосилы фотограф и так может вести съемку на достаточно коротких выдержках.

Автоматическая фокусировка

Несмотря на то что автофокус в зеркальных камерах появился около трех десятков лет назад, неавтофокусная оптика до сих пор выпускается. Например, профессиональным видеографам автофокус ни к чему: профессиональное видео чаще всего снимается с ручной фокусировкой, да и многие фотографы предпочитают в отдельных случаях обходиться без автоматики. Кроме того, неавтофокусные объективы иногда оказываются существенно дешевле. Поэтому такая оптика до сих пор присутствует на рынке. Обязательно обращайте внимание на этот пункт характеристик объективов. Если вы новичок, то лучше предпочесть современную автофокусную оптику.

 

Георгий Полицарнов, главный редактор

журнала о фотографии Prophotos.ru